|
Добавлена: 16/10/2018
Государство ограничит импорт иномарок, чтобы в очередной раз спасти отечественный автопромК новому году чиновники подготовили сюрприз российским автовладельцам. «Возраст» ввозимых из-за рубежа иномарок планируется ограничить не семью, как сейчас, а пятью годами. Это означает, что платить придется больше – чем новее машина, тем она больше стоит. К тому же «новым» будет считаться автомобиль, которому на момент ввоза исполнилось не больше 12 месяцев. Таким образом операция по спасению гибнущего российского автопрома будет продолжена. Кстати, с печально знаменитой «Волгой» прощаться тоже еще рано – руководство Нижегородской области надеется уговорить хозяев ГАЗа не горячиться и не снимать реликтовый советский автомобиль с конвейера. Замглавы департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин обрадовал на днях российских автомобилистов сообщением о том, что его ведомство планирует на будущий год очередные «заградительные меры», направленные против ввоза подержанных иномарок. Речь идет о машинах старше 5 лет, и это означает, что «возраст» разрешенных к импорту не новых зарубежных авто снижается еще на два года. Действующую таблицу таможенных коэффициентов чиновник обещал не трогать, но новыми будут считаться авто, чей возраст не больше 12 месяцев, а не три года, как сейчас. Особенно же впечатляют мотивы, по которым вводятся новые правила. Как отметил г-н Сорокин, «в ближайшие полтора-два года цены на российские автомобили могут вплотную приблизиться к стоимости иномарок массового типа». По версии чиновника, это связано, в частности, с предстоящим переходом России на выпуск машин, удовлетворяющих экологическим нормам «евро-2», который приведет к тому, что отечественные автомобили подорожают в среднем на 500 долларов. Иными словами, родные «железные кони» лишатся своего главного (если не единственного) конкурентного преимущества – ценового. И, как всегда, вместо того, чтобы повышать их качество, государство, которое, как отметил г-н Сорокин, «стало разрабатывать план помощи отечественному автопрому», начинает с того, что осложняет жизнь конкурентам. Урок не впрок Чем это закончится, гадать не нужно. Напомним: в августе 2002 года были введены драконовские пошлины на ввоз иномарок старше 7 лет. Рынок, слегка покачнувшись, вскоре стал выправляться. По оценкам аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, за первые полгода в Россию было ввезено подержанных машин на общую сумму 1,5 млрд. долларов. «А по итогам всего 2005 года показатель может превысить 4 млрд. долларов», – дают заключение специалисты. Иначе говоря, по ввозу не новых иномарок страна вновь выйдет на цифры 2002 года. Огород, возможно, и стоило бы городить, если бы за три года наши машины стали заметно лучше и надежнее, но к таким результатам родной автопром ведь и близко не подошел. Впрочем, и с еще совсем недавно озвученными намерениями Минпромэнерго готовящиеся меры не очень-то согласуются. Как признал глава ведомства Виктор Христенко, все жесткие меры, что можно было применить, уже испробованы. «Надо понимать, что запреты выгоняют импорт из «белой» области в «серую», а сейчас у нас уже устоявшийся и более или менее понятный режим ввоза иномарок и их промышленной сборки», – успокаивал общественность министр. Рано, получается, успокаивал. Хмуриться не надо, «Лада» Что касается промышленной сборки, то она, если верить чиновникам, набирает ход. Как сказал «Новым Известиям» директор департамента структурной и инвестиционной политики в промышленности и энергетике Минпромэнерго Андрей Дементьев, «режим промышленной сборки – достаточно эффективный инструмент развития автомобильной промышленности». По его словам, производители начали достаточно активно «внедрять этот инструмент». Называются и примеры: в августе на «Иж-Авто» был запущен в производство автомобиль KIA Spectra, в конце прошлого месяца «Северсталь-Авто» подписал инвестиционное соглашение о производстве машин SsangYong. Кроме того, г-н Дементьев отметил, что «еще несколько компаний ведут переговоры о создании производства автомобилей в России на базе режима промышленной сборки». Чиновник также сообщил, что сейчас на рассмотрении в Минпромэнерго находится проект ОАО «АвтоВАЗ». Именно он, по нашему мнению, заслуживает особого внимания. Как стало известно «НИ», тольяттинцы просят льготы вовсе не для совместной сборки с иностранцами, при которой преференции поначалу вполне уместны, а для новых моделей Lada Kalina и Lada Priora, а заодно и для давно устаревшей морально и технически, не выдерживающей никакой критики с точки зрения безопасности жигулевской «классики». А переходить исключительно на милые сердцу министра Христенко рельсы сборки иномарок предприятие пока и не собирается. На самом заводе эту информацию прокомментировать «НИ» отказались. Судя по всему, хоть какая-то ясность в судьбе АвтоВАЗа появится лишь после 22 декабря, когда будет избран новый совет директоров и станет известно, перейдет ли завод в собственность государства. Mercedes подождет Впрочем, и с новыми производствами дела обстоят далеко не так безоблачно, как рапортует Минпромэнерго. Например, заявлявшие ранее о создании своих заводов в России немецкие концерны Daimler-Chrysler и Volkswagen явно поумерили пыл. В частности, DaimlerChrysler на неопределенный срок приостановил строительство предприятия под Санкт-Петербургом, на котором предполагалось выпускать автомобили Mercedes-Benz, Jeep и Chrysler. По версии старшего советника председателя правления немецкой компании Клауса Мангольда, на это решение оказало влияние то, что «сейчас в России вводится новое законодательство, которое по-новому трактует иностранные инвестиции в отрасль». Кроме того, по словам бизнесмена, западные автопроизводители ожидают принятия в РФ закона об инвестициях и окончания дискуссии по поводу особых экономических зон. «Никто не будет вкладывать деньги в Россию, пока не определены условия для инвесторов», – подчеркнул г-н Мангольд. По словам специалистов, камнем преткновения стали ограничения в нашем законодательстве, в частности, исчерпывающий список комплектующих, ввозимых беспошлинно или по 3-процентной ставке вместо общих для всех 15%. DaimlerChrysler хочет льготно ввозить частично собранные узлы для Mercedes S-класса, объясняя это тем, что в России нет столь высокотехнологичных аналогов. Однако желания немцев под действие закона не подпадают, а значит, режим промышленной сборки, по мнению российской стороны, исключается. Впрочем, в своем комментарии «НИ» пресс-секретарь Минпромэнерго Юлия Голосовкер не была склонна драматизировать ситуацию. По ее мнению, столь жесткая позиция инвесторов сродни шантажу. То, что бизнес будет постоянно просить большего, считает г-жа Голосовкер, нормально, однако государство и без того создало достаточно серьезные преференции иностранцам. Итоги и прогнозы Вообще же итоги уходящего года с точки зрения успехов промсборки независимые эксперты оценивают довольно прохладно. Как сказал «НИ» Виктор Пашков, руководитель аналитического центра «АСМ-Холдинг», специализирующегося на исследованиях авторынка, «пока промышленная сборка не оправдывает связанных с нею надежд». По словам эксперта, «производство отечественных автомобилей снизилось в этом году более чем на 7%», прирост иномарок, собранных у нас, составил около 18%. Однако сами по себе проценты ни о чем не говорят – по иномаркам они считаются от тысяч, а по российским машинам – от сотен тысяч авто. По оценке большинства опрошенных «НИ» аналитиков, беда в том, что в стране почти совсем не продвигается создание собственного производства деталей, необходимых для сборки западных автомобилей, хотя концепция развития автопрома именно это как раз и предусматривает. Как отмечают аналитики, вместо дополнительной, явно необходимой стимуляции подобного производства государство под давлением лоббистов все еще не оставляет попыток реанимировать уже мертвую отечественную автопромышленность. При этом сохранить тысячи рабочих мест (это часто называется первопричиной таких действий) можно было бы и на крупных предприятиях, если бы они вместо отжившей «классики» выпускали качественные высокотехнологичные автокомпоненты. Прогнозы на ближайшее будущее специалисты дают разные. По мнению Виктора Пашкова, определенно сказать, куда пойдет наш автопром, можно будет «не раньше конца зимы 2006 года», когда прояснится ситуация на АвтоВАЗе. Для зампреда Всероссийского общества автолюбителей Сергея Дорофеева все ясно уже сейчас. «Сокращение производства отечественных машин, недостаточное расширение сборочных производств западных концернов, помноженные на запретительные меры для подержанных иномарок, дадут в ближайшем будущем дефицит автомобилей», – сказал он «НИ». По мнению некоторых аналитиков, в развитие ситуации вмешается еще один фактор, на который пока не все обращают внимание. Речь идет о китайских машинах. Сейчас доля автоимпорта из Китая достаточно мала, но лишь из-за того, что китайские бренды у нас практически неизвестны. Однако со временем ситуация будет в корне меняться, предсказывают эксперты. Машины из КНР, по оценкам специалистов, по качеству пока еще хуже японских, корейских и европейских, но это вопрос времени, причем достаточно короткого. Тем не менее уже сегодня они ничем не хуже, а по многим показателям и лучше отечественных. И соотношение «цена – качество» у них куда ближе к оптимальному, чем у родных «железных коней». Источник: Новые Известия Другие Авто Новости:
|